Сепарация от родителей – психологический аспект

В этой статье мы обьясним, что такое сепарация ребенка от родителей, в каком возрасте она происходит и как избежать проблем на этих важных этапах развития. Также, мы поговорим о раннеем разлученим матери и ребенка, воспитании детей и благополучии детей в семьях с ранним началом жизни. Если у вас возникнут вопросы по тепе сепарации, обращайтесь к нам за бесплатной консультацией по подборку квалифицированного детского и семейного психолога, мы всегда рады помочь.

сепарация

Сепарация и теория привязанности Боулби

Центральным компонентом теории привязанности является представление о том, что воспитатели должны присутствовать и быть доступными, чтобы их дети могли привязаться к ним. Прежде чем сосредоточить внимание на индивидуальных различиях в привязанностях на протяжении всей жизни, Боулби заботился о благополучии детей, разлученных со своими матерями. Его ранние работы продемонстрировали, что разлуки продолжительностью всего одна неделя могут негативно повлиять на качество отношений между матерью и ребенком.

Однако с этого времени очень мало исследований изучали влияние разлуки как потенциального маркера разрыва отношений привязанности. Настоящее исследование опирается на многостороннее, чтобы изучить влияние раннего разлучения матери и ребенка как на материнское воспитание, так и на последующее развитие ребенка.

Взгляд теории привязанности на разлучение матери и ребенка

Согласно теории привязанности, надежная привязанность происходит из оценки ребенком доступности своей матери (или другого объекта привязанности). Доступность подразумевает, что мать физически доступна для ребенка. Боулби назвал отсутствие доступа разделением или утратой, в зависимости от того, было ли это временным или постоянным характером.

В то время как Боулби подчеркивал важность физической доступности матери, Эйнсворт прояснила два других аспекта доступности, которые важны для привязанности младенца. Во-первых, у ребенка должна развиться уверенность в том, что линии общения с его / ее матерью открыты, а во-вторых, ребенок должен верить, что его / ее мать ответит, если ее попросят о помощи.

Сепарация 2 лет – ключевой этап сепарации ребенка

сепарация ребенка в 2 года

По мере взросления надежно привязанных детей они лучше переносят физическое расстояние от матери, потому что они все еще могут общаться с ней и потому, что ожидают утешения при воссоединении. В настоящем исследовании нас в первую очередь интересуют связи между физической доступностью, отзывчивостью матери и результатами для детей. В частности, мы спрашиваем, связаны ли ранние нарушения физической доступности (разлучение матери и ребенка в течение первых двух лет жизни) с материнской чувствительностью и социально-эмоциональным и языковым развитием ребенка.

Мы фокусируемся на разделении между рождением и двухлетним возрастом, потому что в этот период дети полагаются на физическую близость как на главный показатель доступности их матери. Матери, которые покинули домашнюю среду, даже если они доступны по телефону, воспринимаются как недоступные. Доступность матери особенно важна в течение первых двух лет жизни из-за ограниченного понимания ребенком причин отсутствия матери и сроков ее возвращения. В результате переживания разлуки могут быть особенно заметными. Даже такие короткие, как несколько часов, могут привести к расстройству. К третьему или четвертому году жизни ребенок все больше понимает, что у его или ее матери есть собственные мотивы и планы, и их отношения перерастают в целенаправленное партнерство. Таким образом, открытые линии общения между матерью и ребенком позволяют ребенку ощутить преемственность в их отношениях, несмотря на кратковременные отсутствия. В результате тревога разлуки обычно заметно снижается.

Мы фокусируемся здесь на чувствительном и эмоционально отзывчивом материнском воспитании, поскольку такое поведение неизменно связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Исследования интервенций по установлению привязанности также продемонстрировали важность отзывчивого материнского поведения для обеспечения безопасности ребенка и показали, что помощь матерям в повышении их отзывчивости к своему ребенку может повысить безопасность привязанности ребенка.

Предыдущие исследования клинических образцов показали, что раннее разлучение с опекунами может отрицательно сказаться на благополучии детей. В частности, было обнаружено, что дети, воспитывающиеся в учреждениях с ограниченными возможностями для взаимодействия с теплыми и отзывчивыми взрослыми, демонстрируют серьезные проблемы социально-эмоционального развития показали, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, которые помещены в патронатную семью, часто демонстрируют более высокий уровень проблемного поведения, чем дети, которые не были отлучены от опеки своих родителей, особенно если патронатные воспитатели незнакомы с ребенком. . Наиболее распространенное объяснение этих результатов состоит в том, что разрушение привязанности между родителями и детьми настолько тревожит детей, даже тех, кто подвергался жестокому обращению со стороны родителей, что приводит к негативным социально-эмоциональным последствиям, варьирующимся от легких до довольно тяжелых (Лоуренс, Карлсон и Эгеланд, 2006 г.)

Сепарация 5 лет – второй ключевой период

сепарация ребенка в 5 лет

Раннее разлучение также напрямую связано с небезопасной / дезорганизованной привязанностью и последующими проблемами психического здоровья. В исследовании французских канадских дошкольников те, кто испытали переход от безопасной привязанности к небезопасной / дезорганизованной привязанности, с наибольшей вероятностью испытали потерю одного из родителей, бабушек и дедушек или госпитализацию родителей в период между. Более того, длительные разлуки на месяц или более до достижения 5-летнего возраста были связаны с усилением симптомов пограничного расстройства личности в подростковом и взрослом возрасте.

Сепарация 8 лет – третий ключевой этап

сепарация ребенка в 8 лет

Другие исследования, изучающие влияние сепарации и более незначительного разлучения с опекунами, также обнаружили неблагоприятные последствия. Например, Левенталь и Брукс-Ганн (2000) обнаружили, что любое разлучение с основным лицом, осуществляющим уход (определяемое как госпитализация на одну неделю или более, или смена основного лица, осуществляющего уход между волнами оценки), отрицательно связано с успеваемостью детей в чтении к 8 годам. Хотя они обнаружили эффекты разлуки, которые происходили в любой момент (до тех пор, пока ребенку не исполнилось 8 лет), разлуки, произошедшие в течение первого года жизни, были особенно важны для последующих достижений.

Было показано, что даже нормативная разлука, такая как ребенок, проводящий день в присмотре за ребенком, является физиологическим стрессом для многих детей, хотя стресс от такой разлуки может быть смягчен отзывчивым воспитанием до разлуки и чувствительного альтернативного  опекуна.

Разделение матери и ребенка – сепарация как разрушение семейной системы

В дополнение к последствиям, которые разлука имеет для привязанности ребенка к матери, разлука также может рассматриваться как индикатор семейной нестабильности. Ребенок, который в раннем возрасте переживает разлуку с матерью, может испытывать нестабильность и хаос в других аспектах домашней среды. Беспорядок, как с точки зрения семейного распорядка, так и с точки зрения физических размеров дома (таких как беспорядок, шум и теснота), связан как с эмоциональным дистрессом, так и с пониженным когнитивным функционированием у маленьких детей.

Похоже, что дети в более предсказуемой или регулируемой среде лучше способны к саморегулированию, что имеет положительные последствия как для социально-эмоциональной, компетентности. В этом контексте раннее разлучение матери и ребенка вполне может восприниматься как неожиданное нарушение нормального семейного распорядка. Это также может сигнализировать о том, что домашнее хозяйство хронически подвержено хаосу.

Изменения в составе домохозяйства также угрожают предсказуемости условий жизни детей в доме, особенно когда сепарация вызывает разлучение между детьми и родителями. Современная литература о стабильности семьи иллюстрирует связь между разлучением родителей и детей и негативными последствиями для детей и подростков (Adam, 2004). Например, Адам и Чейз-Лэнсдейл (2002) изучали влияние разрыва семьи, представленного как разлучение родителей или переезд в другое место жительства, на приспособление девочек-подростков из малообеспеченных семей. Разделение родителей определялось как разлучение по месту жительства с одним из родителей или их фигурой, независимо от того, выехали ли из дома родитель или подросток.

Как предполагалось, большее количество нарушений положительно связано с проблемами адаптации подростков. В частности, разлучение родителей было связано с более ранним началом полового акта, а также с образовательными и внешними проблемами. Кроме того, хотя разлучение матери и ребенка и разлучение отца и ребенка были связаны с отрицательными результатами, прогнозы разлучения матери и ребенка были особенно надежными во многих областях.

Семейная нестабильность и проблемы поведения детей

Другое исследование выявило связь между семейной нестабильностью и проблемами поведения детей. Например, обнаружили связь между семейной нестабильностью и экстернализацией поведенческих проблем при индексировании нестабильности с помощью ряда показателей, включая изменения в интимных родительских отношениях и смену места жительства. Кроме того, другое исследование показало, что нестабильность, особенно в структуре семьи, более характерна для семей с низким доходом и меньшинств (по сравнению с семьями с более высоким доходом и семьями белых; Ellwood & Jencks, 2004). Точно так же Моррисси (2009) продемонстрировал, что нестабильность с точки зрения множественных детских садов связана с проблемами поведения, особенно у девочек.

Нестабильная семейная среда также была связана с менее чутким и отзывчивым воспитанием детей и с негативными последствиями для детей в нескольких областях (Cavanagh & Huston, 2006; Guzzo & Lee, 2008; Taylor, 2005). Например, Осборн и Макланахан (2007) обнаружили, что некачественное материнство опосредует связь между нестабильностью (определяемой количеством смены романтического партнера у матери) и проблемами интернализации и экстернализации детей в возрасте 3 лет. Поскольку многие из неблагоприятных исходов связаны с хаосом. и нестабильность в семейной системе связаны с низким уровнем образования матери, бедностью и расовым / этническим статусом меньшинства, все из которых предсказывают неоптимальные родительские и детские результаты, крайне важно, чтобы средства контроля семейных характеристик были включены в анализ семейной нестабильности и воспитания и детские результаты.

25 Тра 2021

Если хочешь быть счастливым убери из жизни семь «О»

Наша жизнь состоит из событий и реакций на эти события, при чем…

Как психологически пережить бесплодие
28 Гру 2021

Как психологически пережить бесплодие?

Как психологически пережить бесплодие? - прислушайтесь к своему организму, позаботьтесь о себе,…

буллинг в школе
26 Тра 2021

Буллинг в школе “ваш ребенок – жертва?”

Буллинг в школе - это один из видов издевательств, но из-за того,…

Автор

Наталья Русакова

Наталья - системный семейный психолог, психотерапевт. Ее призвание это работа по улучшению детско-родительских, семейных отношений. Она помогает клиентам уменьшить тревожность и решить проблемы сепарации и психосоматических расстройств. В свободное время Наталья любит писать полезные статьи о психологии и искренне верит, что счастья не становится меньше, когда им делишься. Профили на Facebook и Instagram.

Post Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *